Материалы для Димы по кастингу юных радиоведущих.
Март»2009 г.
Кастинг.
Предлагается 3 текста для чтения:
a ) Текст "Меня зовут..." -
краткий фрагмент резюме, включающий:
- ФИО соискателя,
- профессию,
- последнее место работы и должность,
- амплуа,
- опыт работы,
- контактную информацию (телефоны, e-mail).
b ) Текст произвольной тематики, подготовленный соискателем. Хронометраж - до 30 сек.
c ) "Чтение с листа" -
текст, предложенный звукорежиссером.
ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ ДЛЯ ГОЛОСОВЫХ ПРОБ
ДИКТОРОВ:
ТЕКСТ 1 (ведущего ТВ-программы): |
ТЕКСТ 2 (анонс ТВ-программы "Бон
Вояж"): |
ТЕКСТ 3 ("путеводитель по
..."): |
ТЕКСТ 4 ("ТВ-реклама"): |
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9681/
·
—
Чем вы занимаетесь, пока в эфире играют песни?
— Подпеваю
(Наталия)
На радио и ТВ
мало написать подходящий для эфира текст, его надо еще произнести. Возьму на
себя смелость поделиться личным опытом говорения перед микрофоном и подготовки
к этому волнующему занятию.
Заикался в
старших классах школы автор этой рассылки. Особенно я мучился на уроках
немецкого языка, хотя учился, в общем, хорошо. Думаю, причиной синдрома стал
давнишний испуг паровоза, когда он на мосту с сильным шумом выпустил передо
мной, пятилетним, струю пара. В обычной жизни заикание себя не проявляло, оно
возникало, когда я начинал торопиться или при естественном волнении у доски.
Проблемой
занялась мама. В школе, где она работала в начале 70-х, один из учителей был
известен как гипнотизер и психотерапевт (хотя последнее слово тогда еще было не
в ходу). Он согласился меня посмотреть.
Гипнотизер (к
сожалению, не помню его фамилии) оказался дядькой с сильными волосатыми руками.
Для начала он, видимо, решил продемонстрировать свое могущество. Усадил меня на
стул, стал говорить, что мои ноги тяжелеют, и по ним поднимается тепло. Вот уже
все мое тело должно было потяжелеть и разогреться. Будто бы я не в силах был
поднять руку. «Пациент» должен был оцепенеть и заснуть.
Я послушно
выполнял его команды и «засыпал», но лишь для того, чтобы не обижать
гипнотизера. На самом деле мне казалось, что в любой момент я мог и руку
поднять, и проснуться. Быть может, это только казалось.
Главное
началось потом. Он открыл, что я неправильно дышу. У меня было грудное дыхание,
то есть при вдохе поднималась грудь: я дышал одними легкими, диафрагма
оставалась неподвижной.
Правильное
дыхание – брюшное. Это когда дышат диафрагмой. Диафрагма давит на кишечник,
живот при вдохе выпячивается, а грудь остается неподвижной.
Проверить,
правильно ли вы дышите, очень легко. Надо встать, положить одну руку на грудь,
другую на живот и начать глубоко размеренно дышать. Если рука на груди
неподвижна, а на животе рука поднимается и опускается при вдохе и выдохе, то
дыхание правильное. И наоборот.
У тех, кто с
детства дышит неправильно, нижние ребра чуть больше нормы выпирают вперед. Но в
целом грудное дыхание не опасно. Дыхание начинает играть роль, когда человек
профессионально занимается пением или много говорит (учитель, диктор). По
словам моего гипнотизера, люди становились известными спортсменами, и только
тогда их начинали учить правильному дыханию.
Что он мне
предложил? Во-первых, я должен был научиться правильному дыханию. В любой
ситуации и положении – сидя, стоя, при ходьбе, – если чувствовал, что сбился на
грудное дыхание, я должен был, не привлекая особого внимания окружающих, класть
одну руку на грудь, другую на живот и добиваться дыхания диафрагмой. Я так и
делал и до сих пор делаю, когда, например, летом совершаю пробежку. Кстати, у
тех, кто правильно дышит, никогда не колет в боку при интенсивном беге!
Во-вторых, он
при мне сочинил и велел запомнить следующую фразу: «Я спокоен. Я говорю без
всяких задержек. Я говорю уверенно. Я говорю хорошо». Мне нужно было каждый
день в момент засыпания и в момент пробуждения настраивать дыхание и повторять
эту фразу пять раз. Самовнушение!
Эти простые
меры помогли. С тех пор мне довелось работать профессиональным диджеем,
тамадой, конферировать концерты, преподавать, выступать по радио и вести
авторские программы на ТВ. Никаких проблем с заиканием никогда не возникало.
Лишь иногда в споре, когда я начинаю горячиться и тороплюсь, появляются
трудности в произношении отдельных звуков. Но я знаю, что делать: надо
успокоиться и пару раз глубоко вздохнуть. Диафрагмой.
В Челябинском
государственном институте культуры, где я имел удовольствие учиться режиссуре
на заочном отделении с 1986 по 1991 год, словесное действие преподавали, кажется, четыре курса. Но
пользу принес только первый, когда с нами занималась «железная» старушка Людмила
Николаевна Лукьянова. В
первую же сессию она, помимо трех «мелкогрупповых» тренингов, назначила каждому
из нас 15 (!) индивидуальных занятий. Требовала так, что иные взрослые
дамы-заочницы натурально плакали от бессилия произнести текст более или менее
приемлемо. Однако если мы чему и научились в речевой культуре, то только от
нее.
Мы узнали, что
речь создается сразу тремя системами организма. Прежде всего, это
энергетический отдел – дыхание. Собственно звук рождается в голосовых связках –
резонаторах. Наконец, членораздельной, внятной речь становится в
артикуляционной системе – это все то, что находится выше связок, включая губы.
Таким образом,
в основе хорошей речи лежит правильное дыхание. Существует множество
дыхательных гимнастик: театральные, певческие, лечебные, йогов. Одна из самых
известных – дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Диктору следует
выбирать гимнастики для фонационного дыхания: короткий вдох, задержка выдоха, долгий
выдох, равный предполагаемой фразе. Лечебные гимнастики часто предназначены для
тренировки газообменного дыхания: вдох и выдох равны по длительности и
регулярны. (Впрочем, любая дыхательная гимнастика полезна для здоровья и
осанки.)
Самое трудное –
научиться резонировать, т. е. правильно пользоваться
голосовыми связками. Звук можно извлекать и одними связками. Но это будет
слабый, тембрально бедный звук. Связки быстро устанут, голос начнет сипеть. При
постоянном «связочном» говорении могут развиться болезни органов речи (учителя
ими часто страдают).
Напротив,
диктор (актер, певец, лектор), который опирает голос на диафрагму, у которого легкие работают как мехи,
прокачивающие воздух через резонаторы, такой диктор никогда не устанет, его
голос обладает полетностью, он хорошо управляем и выразителен.
Не знаю, можно
ли научиться резонированию самостоятельно. Пожалуй, в обретении этого навыка не
обойтись без педагога и достаточного объема занятий.
К. С.
Станиславский о театральной школе: «Тренаж и муштра!»
Если легкие и
резонаторы обеспечивают звучность голоса, тохорошую дикцию или внятность речи создает артикуляционный аппарат.
Артикуляционный
аппарат полезно разрабатывать и разминать. Вот несколько несложных упражнений:
Еще один совет,
который дают профессионалы: голос звучит лучше при напряженных ягодицах.
Вообще, в положении стоя голос лучше звучит.
Хорошая
дикторская речь интонационно выразительна: варьируется громкость голоса, речь
звучит то быстрее, то медленнее, меняется высота голоса, говорящий управляет
тембром голоса. На противоположном полюсе находится монотонная речь, которая
усыпляет слушателя и отвращает его от эфира.
Вместе с тем,
речь в информационном эфире принципиально отличается от актерского словесного
действия. Она сдержанна, эмоционально отстранена. Диктор не увлекает и не
развлекает слушателя, а информирует его. Диктор не автор и не персонаж, а
посредник между источником информации (на который он всегда ссылается) и
слушателем.
До эфира 15
минут. Вам принесли текст (или вы сами его только что написали). Профессионалы
советуют проделать следующие шаги:
Что ж, вы
готовы к эфиру, насколько можно было подготовиться за четверть часа! Но ведь,
кроме этого, вы готовились к нему всю жизнь, не правда ли?
Не всё то золото, что плохо
лежит.
Если уж плыть по течению
жизни, то вольным стилем.
А в чате ты была моложе...
Лучший инструмент для
удержания мужчины – ваши руки.
Вскрытие показало, что
больной спал.
День прошел безразвратно.
Без женщины – как без рук.
Зато с руками – как с женщиной!
Кто к нам с мечом придёт,
тот в орало и получит.
Делу время – потехе деньги.
Ямщик, не гони! Ты гонишь,
ямщик!
Я всегда был приверженцем
классиков... Ну, в крайнем случае, крестиков-ноликов...
Всё, у чего есть колёса или
грудь, рано или поздно приводит к неприятностям!
Хорошо запоминается
мудрость, сказанная дважды. Хорошо запоминается мудрость, сказанная дважды.
Пугачёва
распалась!
Новые и
вновь открытые афоризмы и цитаты из книг и прессы
Печально не то,
что надвигается старость, а что уходит молодость.
АЛЕКСАНДР
ДЮМА (сын)
Женщина более
рассудительна в делах любви, чем мужчина, потому что для неё любовь в большей
степени предмет и дело всей жизни.
У. ИРВИНГ
Всякий видит,
чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.
НИККОЛО
МАКИАВЕЛЛИ
Способным
завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят.
НИККОЛО
ПАГАНИНИ
Когда хотят
сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно
приходят к желанию убить их всех.
КТО-ТО
Космос совсем
не далёкий. Он всего лишь в часе езды, если бы ваша машина могла ехать прямо
вверх.
Сэр ФРЕД
ХОЙЛ, английский астроном, 1979
Фронт спасения приходит на смену Фронту освобождения.
КТО-ТО